Повышенная нервная возбудимость
Телесная коррекция по методу Н. А. Бернштейна
Известный детский психолог Елена Максимова разработала методику «Со-творение» для коррекционной работы с особенными и имеющими психоневрологические проблемы детьми. В основе авторского метода лежит теория построения движений советского врача Николая Бернштейна. Учёный полагал, что физические нарушения человека (мышечные спазмы, проблемы с суставами и позвоночником) напрямую связаны с нестабильностью психики.
Е. В. Максимова продолжила развивать теорию и убедилась, что целостного развития психики и интеллекта ребёнка можно добиться, научив его чувствовать себя, ощущать и понимать собственное тело.
ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛА
Развивать чувствительность тела важно всем детям и даже взрослым. Привыкая к определённому ритму жизни, человек перестаёт замечать, что ест не когда ощущает голод, а в строго отведённое обеденное время, спит не когда устает, а когда появляется возможность и т.д. В результате формируются неправильный образ жизни, негативные привычки, неспособность обходиться без различных гаджетов. А раз человек не может понять себя и собственные чувства, не удивительно, что ему сложно понимать других людей. Возникают сложности в социальном общении. Такие люди не умеют любить, создавать крепкие семьи, испытывают сложности при воспитании детей, нарушая уже их восприятие.
Особые дети с задержкой развития и другими неврологическими патологиями тем более нуждаются в коррекционной работе по развитию чувствительности тела. У детей с расстройствами аутистического спектра часто отсутствует или слабо выражена кожно-мышечная чувствительность. Дети-аутисты могут не ощущать физическую боль (к примеру, от удара или падения), у них редко возникает ощущение «бегающих мурашек». Они могут не испытывать чувство опасности, при этом боятся высоты и не любят выполнять физические упражнения. Объясняется это просто: дети-аутисты плохо ощущают собственное тело и своё местоположение в пространстве. Именно сниженная мышечная чувствительность делает таких детей неуклюжими, склонными к приступам самоагрессии.
КОМУ ПОКАЗАНА ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ ПО МЕТОДУ Н. А. БЕРНШТЕЙНА (Е. В. МАКСИМОВОЙ)
На базе хорошо развитой кожно-мышечной чувствительности формируются многие навыки и умения: бытовые, социальные, личностные и др. И крайне важно начинать работу с мышечной чувствительностью именно в раннем возрасте. В первую очередь, у детей с особенностями развития.
К показаниям относят:
|
Во время занятий специалист находит зоны кожно-мышечной чувствительности. И при помощи специальных упражнений и воздействий на эти зоны учит ребёнка чувствовать себя. Со временем ребёнок овладевает навыком понимать не только своё тело, но и свои внутренние чувства и эмоции, управлять ими.
Работа по методике Е. В. Максимовой предполагает совместные усилия специалиста и родителей ребенка. К тому же, работа над мышечной чувствительностью приятна и полезна для всех участников. В процессе улучшается эмоциональная связь между ребенком и его близкими, что помогает наладить контакт и научиться понимать друг друга.
Задача специалиста — обнаружить и активизировать зоны кожно-мышечной чувствительности ребёнка. Профессиональные занятия протекают следующим образом: малыш удобно располагается на кушетке, специалист воздействует на зоны кожно-мышечной чувствительности направленно, грамотно помогая пробудить дремлющую чувствительность тела.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДУ Н. А. БЕРНШТЕЙНА (Е. В. МАКСИМОВОЙ)
Направленное профессиональное стимулирование зон кожно-мышечной чувствительности оказывает положительное воздействие на нервную систему и психику ребёнка. Конечно, эффективность зависит от сложности диагноза и состояния малыша. Однако, по статистике, уже к концу курса наблюдаются следующие улучшения:
- сокращается частота приступов самоагрессии;
- уменьшается проявление неврозов;
- развивается моторика;
- улучшается координация;
- гармонизируется общий психологический фон, улучшается настроение;
- возникает потребность в контакте с окружающими;
- стимулируется речевое развитие, расширяется активный словарный запас.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
К сожалению, данная медодика подходит не всем. Прежде чем проходить курс, необходимо убедиться, что у ребенка отсутствуют следующие противопоказания:
- различные кожные высыпания в зоне воздействия;
- серьёзные заболевания позвоночника;
- ОРВИ, инфекционные, вирусные заболевания в острой фазе.